Почему использование пакетов так распространено в Украине и есть ли в этом минусы
Полиэтиленовые пакеты упрощают нашу жизнь и экономят время, решают множество бытовых проблем и продлевают срок годности продуктов. В супермаркете полиэтиленовый пакет майка с ручками служит прочным и вместительным шопером, в который легко помещается содержимое корзинки или тележки. В магазине подарков и сувениров для упаковки презента идеально подходит красивый пакет петля. Если нужно во что-то положить папку с документами или вещи, то выручает пакет банан. А если упаковка нужна буквально на полчаса, то на помощь приходят экологичные биоразлагаемые пакеты, которые совершенно не вредят природе и позволяют сознательному потребителю не испытывать угрызений совести из-за одноразового пластика. Есть ли минусы в использовании пакетов и стоит ли от них отказываться?
Исследования и статистика
Полиэтиленовые пакеты в последние годы стали настоящей притчей в языцех – везде пишут и говорят об их вреде для экологии и красочно рисуют картину мусорного апокалипсиса. Конечно, нет дыма без огня, но этот «вред» гипертрофировался до каких-то мифических размеров. На самом деле стоит сначала разобраться, какие бывают пакеты и что с ними не так.
Начнем с того, что вред природе наносит практически абсолютно все, что производит человек. Бумажные кульки и тканевые торбы-шоперы – это практически катастрофа для планеты. Министерство окружающей среды и продовольствия Дании несколько лет назад провело исследование, по результатам которого выяснилось, что полиэтиленовый пакет (в качестве образца использовался пакет из ПВД) в соответствии с международными стандартами ISO 14040 и ISO 14044 гораздо меньше вредит экологии, чем хлопчатобумажный шопер и бумажный кулек. Чтобы компенсировать вред для природы, «экошопер» нужно использовать 149 раз (при производстве хлопка используется огромное количество инстектицидов, пестицидов, дефолиантов, тратится вода и образуется закись азота), бумажный кулек – 43 раза (производство бумаги наносит колоссальный вред природе), полиэтиленовый пакет – буквально несколько раз.
А украинцы тем временем все больше используют экологичные биоразлагаемые виды пакетов – за 2022 год их потребление увеличилось в 10–15 раз (данные Ассоциации ритейлеров Украины). Причем благодаря установленным на законодательном уровне минимальным розничным ценам на пластиковые пакеты производители модернизировали технологические и производственные процессы. Например, завод МПАК вложил средства в усовершенствование производства биоразлагаемых пакетов и его продукция имеет весомое конкурентное преимущество – компания производит лучшие пакеты брендированные на рынке.
Истории успеха компаний
Брендированые пакеты – это маркетинговый топ-инструмент, который помог множеству украинских компаний стать лидерами отечественного рынка. Яркий пример – торговая сеть «АТБ», которая из непопулярных «Тополей», «Березок» и «Калинок» (так назывались первые магазины корпорации в Днепре) превратилась в успешную ритейл-корпорацию. Естественно, не без помощи приметных брендированных пакетов с красно-синим логотипом.
Изготовление пакетов с логотипом способствовало популярности «Сильпо», «Рукавички», NOVUS, Velyka Kyshenya и других. Маркетологи утверждают, что каждый брендированный пакет с логотипом, пока его владелец путешествует из супермаркета домой, в среднем успевает увидеть 300 человек. Даже если только 5% из них станут клиентами магазина, то получается, что один пакет может «привести» 15 человек. Неплохая офлайн-конверсия, не правда ли?
Технология производства пакетов
Процесс производства пакетов состоит из ряда последовательных этапов:
- Производство пленки из сырья (гранул ПСД, ПВД, ПНД или биопластика) методом экструзии (выдув рукава через кольцевую экструзионную головку).
- Нанесение логотипа методом флексопечати на флексографической машине.
- Изготовление пакета: вырубывание, сваривание швов, приварка ручек.
Технологический процесс зависит от вида упаковки и всегда индивидуально подстраивается под каждого заказчика. Чем отличаются пакеты? Отличий множество: вид сырья, толщина пленки, количество цветов печати, тип пакета. Например, пакет майка делается из рукава, ручки в нем вырубываются. Для производства пакетов петля рукав разрезается на полурукав, а ручки привариваются.
Какие пакеты наиболее популярны в Украине
В Украине пользуются спросом все виды упаковки, но самыми ходовыми являются пакеты майка для магазинов. Если покупатель спрашивает, какие пакеты крепче и надежнее, то ему предлагают полиэтиленовый пакет майка из ПНД. Если клиент говорит, что ему нужен экологичный шопер, то кассир протягивает биоразлагаемый пакет из крахмала.
Первое впечатление потребителей о магазине формируется на основании клиентского сервиса. Поэтому важно иметь в ассортименте разные виды пакетов, чтобы угодить избалованному украинскому потребителю.